Кто такой финансовый омбудсмен и зачем к нему обращаться
Финансовый омбудсмен или финансовый уполномоченный – это специалист, который занимается решением денежных споров между частными лицами и финансовыми организациями в досудебном порядке.
Данная служба действует на основании Федерального закона № 123-ФЗ от 04.06.2018г. «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» с 01 июня 2019 года.
До этой даты споры с финансовыми организациями делились на два этапа: сначала вы писали досудебную претензию и, если она оставалась без удовлетворения или вас не устраивало новое решение, обращались в суд. Теперь между этими двумя этапами появился еще один, тоже обязательный — обращение к финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) занимается рассмотрением дел, которые связаны с причинением гражданам материальных убытков. Например, со страховыми компаниями — это невыплата причитающегося клиенту денежного возмещения. При спорах с кредитными организациями — повышение ставки по займу в период действия договора или попытка взыскать с клиента пени и штрафы и т.п.
Следует иметь ввиду, что если гражданин просто недоволен качеством обслуживания в организации (с ним отказались заключать договор страхования автогражданской ответственности, ему навязали дополнительные услуги, от него утаили полную стоимость займа), то в этом случае обращаться с жалобой необходимо будет в Центральный банк или судебные органы.
Споры, связанные с возмещением клиенту морального ущерба, финансовый уполномоченный также не рассматривает.
Список финансовых организаций, к которым граждане могут предъявить претензии через финансового омбудсмена выглядит следующим образом:
— кредитные организации (банки)
— страховые организации
— микрофинансовые организации (МФО)
— ломбарды
— кредитные потребительские кооперативы
— негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
Подать обращение к омбудсмену с просьбой урегулировать спорную ситуацию могут только граждане — физические лица. У коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей такой возможности нет.
Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении. Этот срок не может быть менее десяти рабочих дней и более 30 дней после вступления в силу решения.
Если финансовая организация не исполнит решение или условия соглашения с потребителем, то финансовый уполномоченный выдаст потребителю удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Не позднее трехмесячного срока со дня получения удостоверения судебный пристав приводит решение финансового уполномоченного или соглашение в исполнение в принудительном порядке.
Кроме того, если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение финансового уполномоченного или условия соглашения, на основании заявления потребителя финансовых услуг суд взыскивает с финансовой организации за неисполнение ею в добровольном порядке решения финансового уполномоченного или условия соглашения штраф в размере 50 процентов суммы требования потребителя финансовых услуг, которое подлежало удовлетворению в соответствии с решением финансового уполномоченного или соглашением, в пользу потребителя финансовых услуг.